Развитие децентрализованных финансов могло повлиять на майнеров Ethereum отрицательно. Подозрительное расположение транзакций в блоках заметил аналитик и исследователь криптовалют под псевдонимом Frank Topbottom.
Как правило, в начале блока добавляются транзакции майнеров пула, а уже потом — все транзакции в порядке уменьшения цены на газ. Но на фоне бума вокруг сектора DeFi картина поменялась — транзакции в блоках стали создавать для приобретение «извлекаемой майнером ценности» (MEV). Этот MEV рассматривался до этого только как теоретический метод манипулирования содержимым блоков.
«MEV — это следствие того, что майнеры (операторы пулов) свободны в своем выборе порядка транзакций в блоке. Они могут быть первыми при арбитраже, при получении доступа к предложениям токенов, при ликвидациях. Кроме того, они могут и не платить за это», — утверждает Frank Topbottom.
Исследователь понял, что в некоторых блоках, которые были сгенерированы пулом SparkPool, первые места занимали транзакции, которые в другой ситуации не попали бы туда из-за низких комиссий.
Аналогичная ситуация была в блоках F2Pool: некоторые транзакции уж очень часто появлялись первыми при низкой цене на газ. Это свидетельствует о MEV, как считает аналитик.
Самой странной исследователь посчитал транзакцию, которая в обычных условиях навряд ли когда-нибудь попала в сеть: комиссия за ее обработку составила всего 2 wei (0,000000002 Gwei). Так вот на ее возникновение в блоке ушло всего лишь 17 секунд.
Как считает аналитик, тут два варианта: либо сговор между операторами пулов или владение ими одним лицом, либо взятки за приоритетное место в блоке.
«В любом случае это вызывает серьезные опасения, поскольку майнеры могут начать добывать MEV чаще и в больших масштабах. Предлагаемые варианты борьбы, например, аукционы MEV, еще не реализованы. Это создает опасность будущему Ethereum», — полагает исследователь.
Проблему не поддастся решению даже Ethereum 2.0, потому что стейкеры будут иметь возможность проводить аналогичные манипуляции.
Напоминание! В сентябре комиссии за обработку транзакций принесли майнерам Ethereum более высокий доход, чем награды за найденные блоки. Такое случилось впервые за всю историю существования второй по капитализации криптовалюты.